Ротшильд история успеха

Ротшильд


РОТШИЛЬД (Rothschild)

семья банкиров, финансовых магнатов и филантропов.


Фамилия Ротшильд стала и более полутора веков оставалась — как для евреев, так и для неевреев, в том числе антисемитов — именем нарицательным — символом еврейского богатства и могущества. Фамилия Ротшильд проведена от немецких слов `рот шильд` — `красный щит`. Такой щит украшал дом мелкого торговца старинными монетами и медалями Ицхака Елханан (умер в 1585 г.) в еврейском квартале Франкфурта-на-Майне. Хотя его внук покинул этот дом, но он и другие потомки продолжали носить фамилию Ротшильд.

Основатель банкирского дома Майер Аншель Ротшильд (1744, Франкфурт-на-Майне, — 1812, там же) сначала ни по статусу, ни по роду занятий не отличался от своего предка; знакомство с немецким аристократом, страстным коллекционером старинных монет генералом фон Есторфом открыло Майеру Аншель Ротшильду доступ во дворец одного из богатейших европейских монархов того времени ландграфа Гессен-Кассельскому Вильгельма IX.

Майер Аншель Ротшильд так распорядился многомиллионным состоянием, доверенным ему в момент поспешного бегства ландграфа в Прагу от наполеоновских войск (главным образом путем предоставления крупных займов датскому и другим европейским монархам), что не только сохранил его, но и заметно приумножил, заложив одновременно основы собственного состояния .Майер Амшель Ротшильд

Семью Ротшильдов превратили в мощный финансовый клан пять сыновей Майера Аншель: Майер Аншель Ротшильд (1773, Франкфурт-на-Майне, — 1855, там же); Шломо Майер Ротшильд (1774, Франкфурт-на-Майне, — 1855, Вена); Натан Майер Ротшильд (1777, Франкфурт-на-Майне, — 1836, там же); Карл Майер Ротшильд (1778, Франкфурт-на-Майне, — 1855, Неаполь) и Джеймс Якоб Майер Ротшильд (1792, Франкфурт-на-Майне, — 1868, Париж). Именно они создали и возглавили в пяти крупнейших европейских странах — Германии, Австрии, Англии, Италии и Франции — банкирские дома, которые еще при их жизни стали основными кредиторами монархов и правительств.

Абсолютно невежественны в европейском смысле брать, сначала даже с трудом изъясняться на языке тех стран, где они поселились, быстро добились многократного увеличения своего состояния, завоевали ключевые позиции на главных европейских рынках капитала и, вследствие этого, получили возможность косвенно влиять на политические события на европейском континенте. Представители семьи Ротшильд смело осваивали создаваемые промышленной революцией новые сферы экономики (в частности, железнодорожное строительство и производство цветных металлов во многих странах Европы, в том числе в России, в Азии и даже в Латинской Америке).

Австрийский император пожаловал пяти братьям дворянское звание, а потом баронский титул (и то и другое позже было признано и остальными европейскими монархами). Сыновья Майера Аншель дали своим детям и внукам прекрасное образование, что позволило им укорениться в высших слоях общества своих стран. Большими событиями семьи Ротшильд были избрание в 1847 г. сына Натана Майера, барона Лайонела Нейтана Ротшильда
(1808-1879), в палату общин, а в 1885 г. внучка основателя английского дома Ротшильдов, Натаниэла Ротшильда (1840-1915), — в палату лордов.

Характерно, что с конца 19 ст. — Начале 20 в. некоторые члены семьи Ротшильд стали отдавать предпочтение финансовым и коммерческим интересам науку, литературу, искусство, государственную и общественную деятельность и нередко достигали в этих сферах успехов (в том числе избрания в королевское общество). Члены семьи, традиционно продолжали заниматься финансами и другими видами бизнеса, все чаще совмещали их со страстью к коллекционированию живописи, скульптуры, произведений прикладного искусства, фарфора, редких книг и т. д.

Натан Майер РотшильдВ настоящее время существуют только английская и французская ветви семьи Ротшильд. Итальянская ветвь семьи Ротшильд потеряла финансовое и коммерческое значение уже после смерти ее основателя, Карла Майера Ротшильда; немецкая прекратила существование со смертью наследника Аншель Майера — Вильгельма Карла Ротшильда (1828-1901); австрийская — при Луи Натаниэль Ротшильд (1882-1955) в 1938 г. после аншлюса Австрии нацистской Германией. Сохранены две ветви хотя и потеряли в первые десятилетия 20 в. свое лидерство в финансовом мире, все еще остаются весьма влиятельной силой в нем.

Члены семьи Ротшильд никогда не забывали, что они евреи и, пусть по разным мотивам, всегда придавали этому большое значение. Для первых поколений Ротшильдов типичным оставалось сочетание верности своему еврейству и свободного от всяких сантиментов прагматического отношения к своим единоверцам. Они строго соблюдали приказ Майер Аншель Ротшильда — ни при каких обстоятельствах не отрекаться от веры своих предков, хотя им и приходилось через это преодолевать многочисленные дополнительные препятствия на пути к успеху.

Ни один из них не принял христианства, что не женился неєврейкою (весьма распространенные среди них были браки между кузенами и кузинами, дядями и племянницами и т. д.); женщины — члены семьи Ротшильд, если вступали в брак с христианами (как правило, с представителями самых аристократических фамилий), как правило, сохраняли свою религию (например, Ханна Ротшильд / 1851-90 /, внучка основателя Лондонской ветви семьи, что вступила в 1878 г. в брак с лордом А. Ф. Розбері, будущим британским премьер-министром). Ротшильды породнились и с представителями крупнейших банкирских домов Европы, в частности, Эдуард Ротшильд (1868-1949) был женат на дочери Матильды Фульда, внучки барона Е. Гинцбурга (см. Гинцбург, семья).

Потомки Майера Аншель Ротшильда неизменно руководствовались и другой полученной от него завещанию — во всех своих отношениях с людьми (кроме семьи) выше всего ставить выгоду и финансовый успех. Хотя интересы евреев не были им безразличны, предпочтение, как правило, отдавалось возможностям дальнейшего обогащения. Так, родоначальник семьи и пять его сыновей в период наполеоновских войн точно предсказали большую выгоду в сохранении верности европейским монархам — врагам Наполеона I, которые не скрывали своего намерения отменить объявленное французским императором еврейское равноправие.

Однако Майер Аншель Ротшильд в конце жизни, когда это никак не вредило финансовым интересам семьи, добился согласия архиепископа К.-Т. Дальберга, князя-примаса и президента Рейнского союза, созданного под протекторатом Наполеона, на предоставление гражданского равноправия евреям. Такой же оставалась позиция членов семьи Ротшильд после наполеоновских войн, когда в большинстве стран Европы было полностью или частично восстановлено антиеврейское законодательство, а за многими из них прокатилась волна массовых антиеврейских выступлений.

Деловые связи Ротшильдов с европейскими монархами и правительствами мало зависели от отношения тех к своим еврейским подданным, но там, где это не могло повредить финансовым интересам семьи, Ротшильды были готовы продемонстрировать интерес к судьбе своих единоверцев. Так, в 1815 г. они способствовали поездке на Венский конгресс еврейской делегации, напрасно надеялась убедить его участников принять декларацию о гражданском равноправии евреев в своих странах. В 1819 г. братья (особенно Джеймс Якоб Ротшильд) сами и через деловых партнеров столь же безуспешно убеждали министров вновь образованного Германского союза, что в их собственных интересах пресечь и впредь не допускать насилий по отношению к евреям (см. Хеп-Хеп; также Израиль — народ в диаспоре. Новое время: до завершения эмансипации; с 18 в. до 1880 г.).

Примерно в то же время Карл Майер Ротшильд в Италии пытался обусловить предоставление крупного займа папе римскому его содействии в отмене еврейского гетто в итальянской столице (см. Гетто). Поступки подобного рода были не чужды представителям третьего и последующих поколений семьи Ротшильд (например, в 1878 г. Ротшильды способствовали включению еврейского вопроса в повестку дня Берлинского конгресса, который принял остался в основном на бумаге решение о гражданское равноправие еврейского меньшинств в Румынии, Болгарии, Сербии и Хорватии), но активными борцами за права евреев они обычно не были.

Для себя, как правило, им удавалось добиться особого статуса: в 1842 г. получил право владения недвижимостью в Вене глава австрийскогоКарл Майер Ротшильд банкирского дома Шломо Майер Ротшильд, который до этого (несмотря на огромные услуги, оказанные членам императорской семьи Габсбургов, близкие отношения с всесильным канцлером К. Меттернихом, дворянское звание и титул барона) более 20 лет жил с семьей в отеле «Римский император».

Ротшильды проявляли настойчивость в борьбе за еврейское равноправие в основном тогда, когда лишь этим путем могли достичь собственных целей. Так, в 1847 г., когда Лайонел Нейтан Ротшильд (см. выше) не смог занять свое место в палате общин из-за необходимости принесения присяги на Евангелии, семья Ротшильд развернула ожесточенную кампанию за отмену этого правила и в 1858 г. добилась отмены, что позволило Лайонелу Нейтану Ротшильду, в очередной раз победил на выборах, принести присягу на еврейской Библии.

Со временем семье Ротшильд все менее удавалось сочетать верность собственном еврейства с нежеланием поддаваться даже малой риска для защиты интересов своего преследуемого народа. Это противоречие усугублялось тем, что богатство, связи и влияние потомков Натана Майера Ротшильда в Англии и Джеймса Якоба Майера Ротшильда во Франции делали их фактическими лидерами еврейской общины, иногда и формально они входили в состав ее руководящих органов: например, Лайонел Ротшильд и его брат Натаниэл Ротшильд в 1812-70 гг. — В Борд оф депьютіз, Натаниэл также в Объединенный комитет по иностранным делам еврейской общины; Альфонс Ротшильд (1827-1905) был президентом Центральной консистории Франции с 1869 г.

Английские и, особенно, французские Ротшильды, которые публично не реагировали на дело Дрейфуса, хотя негласно оказывали всяческую поддержку дрейфусаров, уже не могли не выразить своего отношения к событиям конца 19 в. — Начале 20 в. в России — инспирированным властью кровавым еврейским погромам и правительственной политике, направленной на ухудшение и без того бесправного положения евреев.

Так, барон Альфонс Ротшильд (см. выше), глава парижского банка «Ротшильд Фрер», который имел тесные деловые связи с правительством (министерством финансов) России, в ответ на волну еврейских погромов 1880-х гг. заявил о прекращении всяких финансовых отношений с этой страной. В мае 1891 его банк объявил об отказе выполнять подписанное месяцем ранее соглашение о предоставлении России займа в 320 млн. франков.

Это беспрецедентное в финансовом мире решение вызвало многочисленные суждения в европейских столицах — не все отнеслись с доверием к официальному заявлению банка, в котором этот шаг был представлен как реакция на указ императора Александра III о выселении евреев из Москвы, поскольку сведения об этом указе появились в газетах в конце марта того же года, когда соглашение о займе еще не было подписано.

Так же реагировали на погромы России 1905 г. французские и английские Ротшильды (барон Густав де Ротшильд, 1829-1911, и лорд Натаниэл Ротшильд, 1840-1915): они приняли участие в организации денежной помощи жертвам погромов (каждый из них пожертвовал для этой цели десять тысяч фунтов стерлингов) и даже позаботились о том, чтобы собранные средства доставлялись в Россию через их Лондонский банк. Это мотивировалось желанием предотвратить использование пожертвований в радикальных целях, что дало бы дополнительную пищу для обвинений еврейских банкиров в финансировании русской революции.

В то же время они всячески препятствовали попыткам еврейских лидеров в своих странах организовать массовые публичные кампании протеста против официально розпалюваного антисемитизма в России, утверждая, что это спровоцирует еще большую ненависть к евреям в российских правящих кругах. Члены семьи Ротшильд не остались равнодушными к страданиям евреев Германии после установления там нацистского режима.

Уже осенью 1933 г. в Лондоне Ивонна Ротшильд (1899-1977), жена Энтони Ротшильда (1887-1961), основала Общество помощи еврейским женщинам и детям в Германии; в Париже Роберт Ротшильд (1880-1946) и его жена Нелли Ротшильд (1886-1945) принимали активное участие в создании Фонда помощи еврейским беженцам из Германии; в те же годы Мирьям Ротшильд (1908-2005) взяла попечительство над еврейскими детьми, прибывшими в Англию из Германии, а Джеймс Ротшильд (1896-1984) перевез еврейский сиротский приют (более 20 мальчиков в возрасте 5-15 лет и директор приюта с семьей) из Франкфурта-на-Майне в Англии и предоставил им собственный дом.

Лорд Виктор Ротшильд (1910-1990) в газете «Таймс» (19 ноября 1938 г.) обратился с призывом к британской общественности серьезно оценить исходящую от нацистской Германии угрозу западной демократии и всем ее ценностям (в годы Второй мировой войны Виктор Ротшильд, известный ученый-биолог, внес свой вклад в победу над нацистской Германией, в частности, он служил в военной разведке).

Сплоченность, богатство и влияние семьи Ротшильд издавна не без успеха использовал международный антисемитизм для доказательства тезиса о стремлении евреев к мировому господству и закабаление народов, дают им приют. Уже в 1820-х гг. в газетах ряда европейских стран появляются антисемитские карикатуры, изображающие Ротшильдов пауками, что сосут кровь из Европы, или грабителями, держат за горло европейских монархов. В антисемитских памфлетах того времени Ротшильды титулуються не иначе как «королями банкиров и банкирами королей», «королями евреев и евреями королей» или «еврейскими королями и королевскими евреями».

С конца первой половины 19 в. ссылка на еврейское происхождение Ротшильдов становится излюбленным приемом французских антисемитов. Так, в 1846 г., когда спустя всего три недели после начала эксплуатации построенной компанией Ротшильда железной дороге произошла катастрофа, которая унесла 37 жизней, немалым успехом пользовался антисемитский памфлет «История Ротшильда I, короля евреев», в котором случилось вменялось в вину не столько самим Ротшильдам, сколько врожденном еврейском высокомерия и цинизма по отношению к французам.

Для антисемитов правого, консервативного толка (например, Е. Дрюмона, см. Антисемитизм) Ротшильды — это символ и воплощение еврейского засилья во Франции, тайного оплота губящие ее радикалов и революционеров. Теоретик анархизма антисемит П. Прудон видел в Ротшильдах олицетворение капиталистической сущности всей еврейской нации, творца и сопротивления самой бесчеловечной буржуазной системы эксплуатации трудящихся.

С именем Ротшильд связана волна антисемитизма, захлестнувшая Францию в начале 1880-х гг. через банкротство конкурента Ротшильдов, католического банка «Общий союз», созданного Е. Бонту «для борьбы с засильем еврейского капитала», и потери тысячами вкладчиков своих сбережений (обвинялись не только Ротшильды, но и вообще евреи как «чужаки, что ищут зла христианства и всей Франции »). Позже имя Ротшильд был превращен в самый зловещий персонаж в расово-антисемитской мифологии национал-социализма.

Далеко не однозначным было отношение к Ротшильдам в самом еврейском народе. В сформированном в еврейском фольклоре образе Ротшильдов восхищение богатством, могуществом и роскошной жизнью единоверцев сочетались с немалой долей плебейской иронии в отношении чванства и высокомерия богачей и к собственным нісенітним мечтам оказаться на их месте. Таким этот фольклорный образ предстает в творчестве Шалом Алейхема, многочисленных анекдотах, притчах, поговорках, народных песнях и т. д.

Более сложное отношение к Ротшильдам социально и политически активных слоев еврейства стало особенно явным в двадцатилетие между 1881 г. и 1901 г., когда в Западную Европу хлынула волна еврейских эмигрантов из Восточной Европы. Искренне желая или считая себя обязанными помогать толпам этих обездоленных и нуждающихся евреев (лорд Натаниэл Ротшильд, например, как член созданной в 1909 г. королевской комиссии, назначенной ограничить дальнейший наплыв эмигрантов в Великобританию, самоотверженно боролся за то, чтобы вводимые ограничения как можно меньше касались евреев), Ротшильды натолкнулись на резко критическое в целом отношение к себе со стороны еврейских иммигрантов.

Для большинства из них оказалась неприемлемой установка Ротшильдов способствовать скорейшей натурализации, социальной и культурной акклиматизации вновь прибывающих евреев в западном обществе. Эту установку единодушно, хотя и по разным мотивам, отвергали три основные группы евреев-иммигрантов: выходцы из городских и местечковых гетто, которые свободно высказывались только языком идиш, строго выполняли религиозные заповеди и стремились сохранить такой образ жизни и в новых условиях; ожесточенные преследованиями и унижениями в странах, где они проживали, радикальные элементы, которые пополняли ряды левоэкстремистских партий и организаций и выступали за революционное свержение западных государственных и общественных институтов; сионисты, которые видели в такой установке прямой путь к ассимиляции.

Резкие и страстные обвинения активистов всех этих групп иммигрантов на адрес Ротшильдов и других «самодовольных и эгоистичных евреев», которых интересуют только собственные барыши, нередко мало отличались от нападок со стороны антисемитов. Ротшильды болезненно реагировали на эту критику, но одновременно, по мнению многих, давали для нее весомые поводы. В частности, национально ориентированные круги еврейства не прощает Ротшильдам резко негативного отношения к сионизму.

Как и другие богатые евреи, Ротшильды не отказывались поддерживать присутствие своих ортодоксальных единоверцев в Иерусалиме, где еще в 1850-х гг. Джеймс Якоб Ротшильд и его жена Бетти основали больницу для бедных, а в 1860-х гг. на деньги лондонских Ротшильдов там же была открыта и поныне существующая школа для девочек имени Эвелины де Ротшильд (на память дочери Лайонела Ротшильда, преждевременно умерла вскоре после свадьбы).

Иначе обстояло дело с политическим сионизмом, в котором Ротшильды с самого начала усмотрели угрозу всем своим жизненным принципам и ориентирам. Исходя из собственного опыта, они считали, что евреи могут и должны успешно интегрироваться в странах, куда забросила их судьба, и что идеей создания суверенного еврейского государства в Эрец-Исраэль и массового переселения туда евреев не преминут воспользоваться антисемиты и расисты как доказательством справедливости их утверждений о Неискореним сепаратизме и чуждости евреев европейским народам.

Джеймс Якоб Майер РотшильдРотшильды обвиняли сионистов даже в том, что они дают антисемитов основание требовать полного изгнания или меньшей мере всяческого поощрения эмиграции евреев из Европы. Долгое неприятие сионизма семьей Ротшильд мало и сугубо прагматическое основание, — не видя в нем ничего, кроме лишенного почвы прожектерства, они не желали связывать свое имя с «авантюрой», которая наверняка завершится финансовым банкротством и политическим скандалом. В связи с этим всех других Ротшильдов сильно беспокоила позиция и деятельность Эдмона де Ротшильда, который, оставаясь долгое время в оппозиции к политическому сионизму, все же отказывался публично осудить его.

Более доброжелательно отдельные представители семьи Ротшильд стали относиться к сионизму лишь после Первой мировой войны и распада Османской империи, когда его политические цели перестали выглядеть в их глазах совсем фантастическими. Даже второй лорд Ротшильд, Натаниэл, в последние месяцы жизни изменил свою непоколебимую асиміляторську позицию на мало не просіоністських.

Некоторое время довольно активно участвовал в деятельности сионистской организации Великобритании его сын Лайонел Уолтер лорд Ротшильд (1868-1937), которому, как самом видном еврею в стране, адресовал свое письмо, излагаются обязательства британского правительства содействовать созданию еврейского национального очага в Палестине, министр иностранных дел А. Бальфур (см. Бальфура Декларация).

Даже создание в 1948 г. Государства Израиль и многочисленные войны, в которых ему пришлось отстаивать свое существование, вызвав у большинства членов семьи Ротшильд большой интерес и сочувствие, не превратили их в сторонников сионизма. Барон Ги де Ротшильд (1909-2007), автор ставшей бестселлером автобиографической книги «Наперекор удачи» (1983), высказал, пожалуй, общие чувства членов этой семьи, когда признал, что Израиль — не их страна, его флаг — не их флаг, но что мужество и воинскую доблесть израильтян и наполнили их сердца гордостью, сделали их менее уязвимыми для враждебных нападок, принесли освобождение какой-либо важной части их «я». Эти чувства стимулируют у некоторых членов семьи Ротшильд желание участвовать в строительстве еврейского государства.

Так, Виктор Ротшильд (см. выше), который не считал себя сионистом, активно поддерживал Израиль в области науки (был членом Совета попечителей Научно-исследовательского института имени Х. Вейцмана и Еврейского университета в Иерусалиме), привлекал общественное мнение Великобритании на сторону Израиля и , по слухам, способствовал становлению израильской разведки (нападки на него за это в английской прессе содержали намеки на его недостаточную лояльность британском отечеству).

В области экономики и финансов особо отличился правнук и тезка «отца еврейского ишува», барон Эдмон де Ротшильд (1926-97), который финансировал строительство первого в стране нефтепровода от Красного до Средиземного моря и одного из первых химических заводов, оказал важную помощь в основании Государственного банка Израиля (Банк Исраэль) и в осуществлении других проектов.

Известна и широко рекламируемая филантропическая деятельность семьи Ротшильд отнюдь не замыкается рамками Израиля — они, как и в прошлом, жертвуют большие суммы не только на еврейских, но и нееврейских больницы, школы, детские сады, сиротские дома, культурные и научные фонды и т. д ., желая показать, что они и хорошие евреи, и хорошие французы и англичане.

Заметным является вклад во многие сферы жизни израильского фонда Ротшильда, созданного в 1957 г. Дороти Ротшильд (1895-1988), женой Джеймса Армана Ротшильда (1878-1957): на его средства в стране создано учебное телевидение, основан Открытый университет и ряд отделений в других университетах (например, Институт перспективных исследований и Центр образования для взрослых в Еврейском университете в Иерусалиме, факультет медицинских сестер в Тель-Авивском университете) , построенный Музыкальный центр в Иерусалимском районе Мишкенот-Шаананим, организуются выставки и экспозиции в Израильском музее, оснащаются современным оборудованием новые больницы, дома престарелых и инвалидов, выплачиваются студенческие стипендии присуждаются премии имени Ротшильда за достижения в области точных наук и многое другое. Большой популярностью в стране и за рубежом пользуется созданный в 1964 г. на средства баронессы Бат-Шевы Ротшильд (1914-99) балетный ансамбль, носящий его имя (см. Хореография. Балет в Израиле).

В последующие годы отмечалось некоторое охлаждение семьи Ротшильд к Государству Израиль как через все большего ухода некоторых ее членов от еврейства (например, нынешний лорд Ротшильд Натаниэл Чарлз / Родился в 1936 г. / принял христианство и женат на неєврейке), так и вследствие частого несогласия правительственных кругов страны с их советами и рекомендациями. Однако ряд фактов свидетельствует, что члены семьи Ротшильд не отказались от участия в жизни еврейского государства. Так, на средства фонда Ротшильда было построено новое здание Верховного суда Израиля (1992).


Ротшильды (Нем. Rothschild) — Международная династия банкиров, филантропов и общественных деятелей. Основателем династии является Майер Амшель Ротшильд (1744-1812), основавший банк во Франкфурте-на-Майне. Дело продолжили пять его сыновей: Амшель Майер, Соломон Майер, Натан Майер, Кальман Майер, Джеймс Майер. Братья контролировали 5 банков в крупнейших городах Европы (Париж, Лондон, Вена, Неаполь, Франкфурт-на-Майне).


 Члены семейства Ротшильдов играют важную роль в современном европейском бизнесе. Доходы группы в 2013 году составили 828 000 0000 долларов.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.

captcha

Please enter the CAPTCHA text