Стив Возняк история успеха

Стив ВознякСтив Возняк

гениальный американский инженер, вместе со Стивом Джобсом основал Apple.

Стивен Возняк (пол. Stephen Gary Wozniak; г. 11 августа 1950, Сан-Хосе, шт. Калифорния), американский разработчик компьютеров и бизнесмен, соучредитель фирмы Apple. Считается одним из отцов революции персональных компьютеров. Его изобретения значительно способствовали революции персональных компьютеров в 70 годах. Возняк основал Apple Computer (ныне Apple inc.) Вместе со Стивеном Джобсом в 1976 году. В середине 70-х он создал компьютеры Apple I и Apple II. Apple II приобрел невероятно большую популярность и со временем стал самым продаваемым персональным компьютером в 70 и начале 80 годов.


У Стивена было несколько псевдонимов, таких как: «The Woz», «Wizard of Woz» и «iWoz» (каламбур; игра слов с iPod’ом). «WoZ» (сокращение от «Wheels of Zeus») — это еще и имя компании, которую основал Стивен. Так же он создал начальный прототип классической игры Breakout для Atari, за 4 дня. Он известен своим характером интроверта и находит свою популярность раздражающей штукой. В Apple Computer его также называли «Другой Стив». Более известного Стива зовут Стив Джобс (Steven Jobs), сооснователь и генеральный директор Apple inc. Еще его звали «Виз» для того, чтобы различать Джобса и Возняка, потому что у них были похожие имена. Только Джобса звали Steven, а Стивена Возняка.

Рассвет Apple

Я с десяти лет хотел стать инженером, как мой отец. Если бы почему-либо не вышло, стал бы школьным учителем. Меня вдохновляли книги, по которым я понимал, что технические специалисты — это люди, дающие другим возможность насладиться результатами технологического прогресса, фактически, спасители мира! И уже с детства я начал работать над своими первыми изобретениями, неделями тестируя первые разработки. Это хорошая практика — человек с младых ногтей приучается ставить себе цели, не жалеть времени и сил на их достижение и все время помнить — сколько бы дней, месяцев или даже лет ни заняла реализация проекта, нужно продолжать идти к цели и не сдаваться.

Я работал над компьютером по выходным — один. Одиночество давало мне свободу мышления, время на обдумывание различных решений и нахождению оптимального пути. Мне не нужно было никого убеждать, что именно этот путь — самый правильный. При этом создание компьютера я не воспринимал как работу. Я думал, что работа инженера — это конструирование радиосистем, телепріборов, навигационных систем, но уж никак не компьютеров.

Стив ВознякМне потребовалось очень долгое время для разработки технически совершенного продукта, причем научиться созданию компьютерных технологий в то время было негде. Кто-то скажет, где увижу интересную статью — это давало пищу моему вдохновению. Но никакой специальной литературы не было, и до всего приходилось догадываться самостоятельно, пробуя то или иное решение, пока эффект не был достигнут.

Я проектировал компьютеры на бумаге. У меня не было денег на создание опытных образцов, моделей. Приходилось доводить до совершенства каждый чертеж, каждую задумку воплотить я мог только идеальное решение, которое не потребует переделки. К тому же, моим правилом стал минимализм: чем меньше деталей в компьютере, тем лучше. Я работал исключительно для себя, не получая никакой похвалы или признания. Единственная награда была в моей голове — я знал, что делаю что-то, что нравились мне.

Самые эффективные двигатели прогресса в любом проекте — страстное желание достичь цели и отсутствие денег. Во многом мое страстное желание делать компьютерное оборудование возникало из моих собственных интересов и с той же нехватки денег. Я не мог пойти и купить что — то-мне нужно было разрабатывать такой же продукт, только более эффективный. Наличие, а тем более избыток денег только вредит. Сейчас, когда основанная нами со Стивом Джобсом компания Apple достигла такого успеха и специальные люди занимаются приумножением нашего состояния, мне иногда даже трудно напомнить самому себе, кто я на самом деле.

Наемный труд

На третьем курсе колледжа я получил работу в Hewlett-Packard. Инноваторы моего поколения — Стив Джобс, Ларри Эллисон — часто начинали работу, не получив толком образования. Но я верил в высшее образование, поэтому взял годичный академический отпуск после третьего курса, чтобы пойти в HP и заработать денег. Правда, «академка» затянулась, и высшее образование я получил уже несколько лет назад. Тогда Apple и мое имя уже были известны, поэтому доучивался я под вымышленным именем Рокки Ракун (Енот) Кларк (комбинация имени моей собаки и девичьей фамилии моей жены). Так что я — обладатель диплома колледжа в Беркли на имя Рокки Енота Кларка.

Сотрудничество с Hewlett-Packard я начал с работы над первым клавишным калькулятором, который позволял обойтись без привычной в то время логарифмической линейки. Это был фантастический прибор, и я сразу полюбил свою работу. Кстати, когда вам подворачивается шанс заняться тем, что вам нравится больше всего на свете, — ни в коем случае не теряйте его. Через два года наши калькуляторы обладали большой вычислительной мощностью и могли работать с тем, что математикам и компьютерщикам известно как обратная бесскобочная запись, то есть делать вычисления с соблюдением ступени выполняемых действий. Например, вы можете набрать на калькуляторе «5 +2 х3», и машина выдаст ответ «11», а не «21». В калькуляторах производства Texas Instruments нужно было вводить скобки, чтобы обозначить порядок действий. Когда мы в Hewlett-Packard начали анализировать опыт Texas Instruments, мы ввели в их калькулятор длинное выражение, что содержал шесть или семь скобок. Я подумал: «Боже, я бы никогда не решил! Надо что-то с этим делать! »Я придумал, что выражение должно поступать в вычислительный блок записанным слева направо, — и все получилось! Не знаю, почему, но я оказался единственным, кто смог отбросить стереотипы, взглянуть на проблему по-новому и догадаться, как ее решить.

Параллельно с работой в Hewlett-Packard я выполнял много других проектов в свободное время — не за деньги, а просто из интереса. Так я разработал компьютерную игру — задолго до того, как вообще появилось программное обеспечение. Эта игра выполнялась аппаратными, а не программными средствами, за счет передачи сигналов по чипам. После этой и еще нескольких моих разработок меня стали переманивать много компаний. Но я неизменно им отказывал, добавляя, что хотел бы проработать в Hewlett-Packard всю жизнь. Hewlett-Packard — это компания инженеров, я хочу всю жизнь быть инженером, — говорил я. Я не хотел связываться ни с менеджментом, ни с политикой, ни с готовыми продуктами, не хотел указывать другим, что им делать, — просто хотел разрабатывать аппаратное и программное обеспечение. В Hewlett-Packard инженеры пользовались почетом и уважением, достойным CEO. К тому же, компания позволяла использовать принадлежащие ей компоненты для частных разработок, если на то получено одобрение супервайзера. Руководство считало, что разработка собственных решений в нерабочее время оттачивает интеллект и творческий подход сотрудников, поэтому должна поощряться.

«Давай это продадим!»

Крупные компании, занимающиеся электроникой, одна за другой заявляли, что компьютеры им не интересны. Даже Hewlett-Packard отказалась заниматься их разработкой, хотя я пришел в свою любимую компанию и предложил это. Но я знал, что хороший компьютер должен быть устройством, что позволяет ввести данные в память и написать программу, и что за микропроцессорами — будущее. Я для себя решил, что у меня обязательно должен быть компьютер, даже если мне нечем будет платить за дом. Как обычно, я не купил его, а должен был сделать сам. Из компонентов Hewlett-Packard я собрал настоящий терминал, который можно было подключать к Arpanet, прообраза интернета. Тогда в стране было всего штук восемь таких терминалов в разных университетах, и стоили они безумно дорого. В качестве монитора я взял свой телевизор — все равно у меня не было денег, чтобы платить за просмотр трансляций. Оставалось изобрести устройство, позволяющее выводить на экран буквы и другие знаки, чтобы обмениваться информацией с собеседниками непосредственно. Мне не хотелось оснащать свой компьютер массой переключателей и проводов, ведущих от системного блока к монитору. И я придумал клавиатуру, взяв за основу идею, воплощенную в калькуляторе, который я разработал для Hewlett-Packard. Я написал специальную программу, которая транслировала вводятся пользователем знаки в память компьютера, при этом они отображались на экране. В качестве языка программирования я выбрал BASIC, разработанный Биллом Гейтсом, поскольку решил, что на нем можно написать немало компьютерных игр. Стив Джобс увидел это и сказал: «Давай это продадим!»

Мы организовали первый в США компьютерный клуб Homebrew Computer Club, который объединил энтузиастов разработок в области вычислительной техники. Мы подумали, как будет удобно этим специалистам просто подключать клавиатуру персонального компьютера вместо сотен проводов, — и продали им за $ 40 клавиатуры, чья себестоимость составляла $ 20. Мы со Стивом Джобсом продали самое дорогое, что у нас было: я — свой калькулятор, он — минивэн Volkswagen — и основали собственную компанию.

«Теперь мир изменится»

Мы начали с абсолютного нуля, у нас не было ничего — ни денег, ни имущества. Только идеи и желание посмотреть, как это все будет работать, как этоApple II воплотить в жизнь. Обычно крупные инновации, новые направления развития, новые технологии начинаются с одной исключительной технической идеи или детали, выполненной совсем безупречно. Но недостаточно одного энтузиазма, чтобы продать эту идею, нужны ресурсы, чтобы рассказать о ней многим и убедить людей в ее привлекательности и полезности, нужен маркетинг, чтобы понять, как представить это изобретение. В нашем случае мы должны были убедить людей, что компьютер нужен им дома. Компьютеры в то время воспринимались как приборы для оборонной отрасли и крупных компаний. Это были монстры, которые занимали огромные помещения, с множеством непонятных мигающих лампочек и переключателей. Мы должны были показать будущим потребителям с помощью наглядной рекламы, как они будут пользоваться компьютером, как он впишется в их жизнь, как изменит ее. Иногда для успеха также необходимо время. Возможно, вы создадите отличный продукт, который опередит своего времени, и тогда может пройти двадцать лет, прежде чем его по достоинству оценят и захотят приобрести. А возможно, вы сможете реализовать свою идею только лет через десять после ее появления, поскольку именно тогда возникнет среду ее применения.

В один прекрасный день Стив Джобс позвонил и сказал, что получил заказ на производство ста компьютеров Apple I на $ 50 тыс.! Это было вдвое больше моего годового дохода — шокирующая сумма! Я обошел все департаменты Hewlett-Packard и везде завизировал разрешение на выполнение этого заказа, поскольку не хотел поступать неэтично. Я работал над проектом сутки напролет, и иногда на грани сна и бодрствования мне были лучшие решения. Именно в этом, самом творческом состоянии я придумал, что игры должны быть цветными! Я зашифровал цвета двоичным кодом — и Apple II уже воспроизводил цветную графику в высоком разрешении. Я написал мою первую игру на BASIC с сотнями цветных вариаций — всего за полчаса. Через аппаратное обеспечение я создавал бы ее всю мою оставшуюся жизнь! Это поразило меня. Я сказал Стиву Джобсу: «Теперь, когда игры стали программами, мир изменится».

Заказ ждали нас, но и для производства тысяч компьютеров нам нужны были деньги, и мы пошли в венчурных капиталистов. Тогда мы были очень неопытны в бизнесе и на вопрос инвестора о объем рынка для наших моделей ответили: «Миллион экземпляров». «Почему миллион?» «Ну, сейчас есть миллион пользователей коротковолновой связи, а наши компьютеры заменяют такую радиосвязь». Но деньги мы все же получили. Теперь у нас была полноценная компания. Но здесь меня ждал неприятный сюрприз: мне сказали, что я должен уволиться с Hewlett-Packard! Я, который хотел быть инженером всю свою жизнь и работал над компьютерами только по ночам! Я заявил, что не хочу вести собственный бизнес и управлять компанией, хочу просто заниматься разработками. Стив Джобс собрал всех моих друзей и родственников, и все они уговаривали меня: «Соглашайся, это отличный шанс, у тебя будет куча денег!» Но я согласился только тогда, когда мне сказали: «Тебе не обязательно управлять компанией. Оставайся инженером — только в Apple ».

Рецепт успеха от Стива Возняка

Нуждаетесь замечательные разработчики, способные работать быстро и мыслить свободно, без стереотипов. Инженеры зарабатывают гораздо меньше менеджеров, но для меня инженеры — самые важные люди в компании, поскольку именно они разрабатывают новые продукты. Они должны любить свою работу, обладая сильной самомотивации.

Вы должны проводить много тестов, чтобы удостовериться, что для конечного пользователя ваш продукт прост и удобен в эксплуатации. Для тестирования графического интерфейса пользователя нашей модели Lisa мы пригласили людей самых разных гуманитарных профессий, не знакомых с принципами работы компьютеров, дизайнеров, учителей, психологов. Это было не первое юзабилити-тестирования.

Вы должны использовать открытую архитектуру. Так вы позволите множества людей работать над вашим продуктом, улучшать и расширять его возможности. Вы создаете целое сообщество людей, работающих вместе с вами. Apple II был очень открытым. Несмотря на большое количество установленных слотов для различных устройств и многофункциональных программ, каждый пользователь мог совершенствовать свой компьютер, если чувствовал, что ему чего-то не хватает.

Вы должны стремиться к простоте, до минимума компонентов, необходимых для работы вашего продукта. Допустим, вы задумали строить дом и у вас есть архитектурный проект и стройматериалы. Если вы хорошо разбираетесь в материалах, вы гораздо лучше спланируете сам дом, не накапливая в нем лишнего. Этот же подход я применяю и к компьютерам. Если хорошо знать архитектуру машины, количество деталей в ней можно переполовинить. Для меня это было сродни искусству. Я постоянно совершенствовал сначала чертежи, потом модели. Apple компьютеры были огромными машинами, каждая из которых должна была проектировать целая группа разработчиков. Сегодня — например, в Microsoft — над одной системой может работать даже не одна сотня специалистов. Но между этими периодами было время, когда один человек мог запросто разработать целую модель компьютера.

Люди для вас всегда должны быть главнее технологий. Пользователям должно быть удобно и комфортно с вашим продуктом. Посмотрите на сегодняшние японские приборы — на них масса разных кнопок, каждая из которых отвечает за какую функцию. И посмотрите на немецкие — они просты и понятны, потому что спроектированы для людей, а не ради технологий. В любом продукте должен быть баланс функциональных возможностей и здравого смысла. Если вы добавляете какую-то функцию, подумайте, нельзя при этом отказаться от какой-то из бывших, которая уже не актуальна. Естественно, ваш продукт должен выполнять все заявленные вами действия и быть надежным. При этом важно найти то маленькое отличие, которое сделает ваше произведение уникальным и желанным. Для этого в разработку продукта стоит вложить немного эмоций. Так произошло с iPod. По функциям и назначению он практически идентичен тем MP3-плееров, которые производят все остальные, но iPod — это символ, а другое — просто приборы. И, наконец, не пишите четких планов, которые бы ограничивали фантазию ваших разработчиков, — намічайте только основные вехи проекта.

В 1980 году Apple II вышел в публичную продажу и сделал Джобса и Возняка миллионерами.

Годами Apple II оставался главным источником доходов для Apple и обеспечивал жизнеспособность компании, когда ее руководство взялось за гораздо менее прибыльные проекты, такие как злополучный Apple III и мало прожил Lisa. Благодаря надежным доходам от Apple II, компания смогла разработать Macintosh, вывести его на рынок и сделать своей основной технологии — со временем вытеснили компьютер, который за все это заплатил. В этом смысле Возняка можно считать крестным отцом «Мака»

В февраля 1981 года Стив Возняк попал в аварию на своем самолете Beach Bonanza, во время взлета из авиационного парка Санта Круз. В результате он получил ретроградную амнезию и временную антероградную амнезию. Он не помнил о случившемся и не знал, что попал в авиакатастрофу. Он также не помнил своего пребывания в больнице или вещей, которые он делал после того, как его выписали. Он занимался обычными делами, но не помнил о них. Woz начал собирать по кусочкам информацию от разных людей. Он спросил свою девушку, Кэнди Кларк (ранее работала в Apple), что не попадал он в любую катастрофу. Когда она рассказала ему об инциденте, его кратковременная память вернулась. Фактически, Woz и Кэнди были помолвлены, они заказали свадебные кольца в Сан Диего и летели туда за ними. Также в своем избавлении от амнезии Возняк благодарит компьютерные игры на Apple II.

Стивен не стал возрващаться в Apple после авиакатастрофы. Вместо этого он женился на Кэнди Кларк (он называл ее Суперженщина («Superwoman»)), возможно, за ее достижения в олимпийском каяке в 1976 году) и вернулся в Калифорнийский Университет в Беркли под именем Роки Кларк (Rocky Clark), Rocky звали его собаку, а Clark — девичья фамилия его жены, там он получил ученую степень в 1986 году. В 1983 он решил вернуться в команду разработчиков Apple, и ему нужна была должность инженера и стимулирующего элемента компании.

В 1982 и 1983 Возняк спонсировал два национальных рок-фестиваля «The US Festival», которые были посвящены развивающимся технологиям и содружеству музыки, компьютеров, телевидения и людей. Они представляли собой комбинацию технологической выставки и рок-фестиваля. В фестивалях принимали участие такие легенды рока, как Motley Crue, Ozzy Osbourne, Judas Priest, Scorpions, Van Halen, U2 и др.

Woz и Кэнди развелись в 1987. На тот момент у них было трое детей, два мальчика и девочка. Позже, во время встречи выпускников, он возобновил отношения со Сюзан Мулкерн (Suzanne Mulkern), бывшей руководительницей чирлідеров (группа поддержки). Они поженились в 1990 и развелись в 2000 году.

Карьера вне Apple

Через 12 лет после основания компании, 6 февраля 1987 года Возняк снова уходит из Apple, на этот раз навсегда. Несмотря на это, он до сих пор значится там работником и даже получает зарплату, также при нем остался пакет акций. Возняк затем основал новое предприятие «CL9», которое разрабатывало пульты дистанционного управления. Оно выпустило на рынок первые универсальные пульты ДУ. Из злости, Джобс угрожал его поставщикам, чтобы они прекратили бизнес с Возняком, иначе они потеряют бизнес с Apple.

Он нашел других поставщиков, вместо тех с кем он работал в течение четырех лет, но был разочарован в своем самом близком друге.

Возняк ушел в преподавательскую деятельность (он учил школьников пятого класса) и благотворительную деятельность в области образования. После увольнения из Apple Возняк перевел все свои деньги для технологической программы школьного округа Лос Гатос (округ, в котором Стив живет и в котором его дети посещают школу). Unuson (Unite Us in Song) — это организация, которую основал Стив, чтобы организовать два Национальных Фестиваля, сейчас, в основном, используется им для своих образовательных и филантропических проектов.

В 1985 году Рональд Рейган вручил Возняку национальную медаль технологий.

В 1997 году он был назначен членом Музея Компьютерной Истории в Сан Хосе. Возняк был главным спонсором и меценатом Детского Музея Открытий (улицу напротив музея переименовали в его честь, Woz Way).

В сентябре 2000 года Возняк вошел в Национальный Зал Славы Изобретателей.

В 2001 он основал компанию «Wheels Of Zeus» для создания беспроводной GPS технологии, которая должна была «помочь обычным людям находить обычные вещи». В 2002 он присоединился к совету директоров компании Ripcord Networks Inc., В которую вошли все «выпускники» Apple. Позже, в том же году Возняк стал членом совета директоров в Danger Inc., Создатель Hip Тор’а (aka SideKick от T-Mobile). В мае 2004 года Возняк получил почетную степень доктора наук от Университета штата Северная Каролина за его вклад в области персональных компьютеров.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.

captcha

Please enter the CAPTCHA text