Учимся понимать искусство

Вы абсолютно ничего не понимаете в классическом искусстве? Не различает живописцев и не запоминаете названия картин? Боитесь попасть впросак при ведении светской беседы? Не беда! Мы поможем вам разобраться в искусстве за считанные минуты.

1


  1. Если на картине мужики похожи на вьющихся женщин — это Караваджо.2

  2. Если на картине темный фон и всяческие страдания на лицах — Тициан.3


  3. Если на картине много маленьких людей — Брейгель.4


  4. Если на картине гигантские «формы» и целлюлит даже у мужчин, не сомневайтесь — Рубенс.5


  5. Если все, даже женщины, похожие на Путина — Ян ван Эйк.6


  6. Видишь балерину — говоришь Дега.7


  7. Если к картине можно запросто дорисовать пару толстых амуров или овец, не нарушив композиции, это могут быть: Буше или Ватто.8


  8. Красиво, все голые с фигурами как у культуристов — Микеланджело.9


  9. Все яркое и пафосно-цветастое — Ван Гог.10


  10. Перед вами много цветных квадратов — Мондриан.11


  11. Большое количество длинных хаотичных полосок — Поллок.12


  12. Непонятные существа в растениях — Мария Примаченко.13

 



Искусство — одна из форм общественного сознания; вид человеческой деятельности, отражает действительность в конкретно-чувственных образах, в соответствии с определенными эстетических идеалов. В широком смысле искусством называют совершенное умение в каком-то деле, отрасли; мастерство. Развитие искусства как элемента духовной культуры обуславливается как общими закономерностями бытия человека и человечества, так и эстетически-художественными закономерностями, эстетически-художественными взглядами, идеалами и традициями.

В самом общем смысле искусством называют мастерство, продукт которой приносит эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, ситуации или действия, которыми можно поделиться с другими людьми». Таким образом, критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. Произведения искусства начали создавать еще в доисторические времена, однако некоторые авторы склонны считать искусством только профессиональную деятельность людей искусства в современных странах Запада [6]. Литература о собственно концепции искусства чрезвычайно широка.

«В наше время считается общепризнанным, что из всего, что так или иначе касается искусства, ничто больше не может считаться общепризнанным»

Теодор Адорно

Зарождение искусств

Искусство зародилось в первобытном обществе эпохи позднего палеолита и было представлено рисунками в пещерах, резьбой на кости и камни, ритуальными танцами и т. Благодаря особенностям своего влияния на человека (чувственная непосредственность, эмоциональная насыщенность, идейная направленность) искусство стало одной из важнейших составных частей духовной культуры общества.

Художественная обработка вещей и орудий труда, строительство жилья начали развитие архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Среди основных визуальных искусств Западной Европы на протяжении многих веков оставались живопись, скульптура и графика. В искусстве ислама основным был орнамент, поскольку было запрещено изображать живых существ. В некоторых культурах маски, татуировки, керамика и металлические изделия были основными формами изобразительного искусства.

Бытия человека и окружающий мир нашли отражение в танцах, музыке, пении, театрализованных действиях. Искусство слова, существующие сначала в устной форме рассказов, мифов, эпоса, с возникновением письма развилось в художественную литературу. Научно-технический прогресс сделал возможным появление таких форм искусства, как фотография и кино, а с появлением компьютерных технологий — так называемых медиаискусства.

Этимология термина

Слово «искусство» происходит от немецкого Meister (мастер), которое в свою очередь происходит от латинского Magister (учитель, начальник), что в свою очередь, вероятно, образованное путем сочетания слов magis («большой») и histor знаток, умелец, впоследствии — актер (histrion).

Во многих славянских языках термин связан со словом «умелец», «умение», в частности чеш. и словаци. umeni, серб. и словен. umetnost, Боснии. umjetnost. Русское название искусство происходит от заимствованного во времена христианизации с болгарской изкуство-то (корень — искус (= искушение), т.е. соблазн) и является историческим свидетельством настороженного отношения православной церкви к художественному творчеству. Во многих европейских языках используются слова латинского происхождения — фр. и англ. art или исп. и т. arte. Соответствием латинского ars в греческом языке есть слово τέχνη, первоначально означало искусства, науки, умение или ремесла. Последнее слово было заимствовано многими языками, в том числе и на украинском для таких слов, как техника.

Развитие взглядов на искусство

Определение и оценка искусства как явления была и остается предметом дискуссий. Природу искусства нередко считают «наиболее неуловимой из всех загадок человеческой культуры», а по мнению Теодора Адорно: «В наше время считается общепризнанным, что из всего, так или иначе касающегося искусства, ничто больше не может считаться общепризнанным». На протяжении своей долгой истории понятие искусства с очень широкого, но точно очерченного значения сузило свой объем, но и его границы размылись.
Античные времена

В античные времена искусство (соответственно греч. Τέχνη и лат. Ars) означало то же, что ловкость, овладение четко очерченными правилами и следования им, то же, что ремесло. К искусствам кроме живописи, скульптуры и ряда ремесел, таких как гончарство или портниха, засчитывалось также риторика и стратегия. Тогда как создание чего-то без правил противопоставлялось искусству, например в ранний период греки считали, что поэзия появляется под вдохновением муз и поэтому не относили ее к искусствам.

В философии Древней Греции можно выделить две основные точки зрения на искусство. Согласно первому из них, идущий от Аристида, искусство имеет дело с μίμησης — имитацией, представлением образов, и мы получаем удовольствие, наблюдая точно и аккуратно выполнены картины реального мира. Во втором, что берет начало во взглядах Платона, искусство вдохновляется Музами (или богами или внутренними импульсами, или подсознанием) для выражения того, что находится выше окружающего мира, то есть внутренние чувства, проявления или возрастные ощущения. Центральной категорией искусства становится прекрасное, которое древнегреческие философы соотносили с совершенством, чувственным удовольствием, благом (философские взгляды Платона, Аристотеля).

При этом среди искусств выделяли семь «свободных искусств» (artes liberales) — грамматику, риторику, диалектику (тривиум), а также арифметику, геометрию, астрономию и музыку (квадривиум). Другие искусства называли общими (artes vulgares), или, позже, механическими и считали ниже свободные искусства.

От средневековья до современности

В Средние века термин «искусство» использовался для обозначения области обучения, который рассматривался как инструмент познания. Византийское искусство и готика западного средневековья были сосредоточены на религиозных сюжетах, в лоне церкви развивались духовные жанры.

В эпоху Возрождения происходила постепенная секуляризация искусства. Вместе с тем художники стремились к отделению своего статуса от ремесленного и приближение к научному. В ранг науки относили скульптуру, архитектуру и живопись, художники эпохи стремились предоставить своим творением математической совершенства. В XVIII веке французский эстетик Шарль Батьо объединил эти виды искусств термином «Изящные искусства» (фр. Les beaux arts, нем. Feine Künste или schöne Künste), что противопоставлялись «механическим» искусствам — ремеслам.

В XIX веке искусство окончательно отделилось от ремесел и связывалось с понятиями творчества, оригинальности, индивидуализма и новаторства. Материей искусства становятся произведения искусства, а их авторы (по идеальной моделью) рассматриваются как создатели, подвижные внутренним стремлением к творчеству, или необходимости выражения чувств, решения личных или общечеловеческих проблем, не позволяющих ограничить искусство лишь функцией принесения эстетических впечатлений.

Появление модернизма в конце XIX века привела к радикальному перелома во взглядах на роль искусства. Возникшие в западной культуре авангардные направления искусства поставили под сомнение категорию прекрасного, она перестала быть не только определяющей, но даже и необходимой для искусства. В противовес ей коммунистическая идеология, не отказываясь от категории прекрасного, выдвинула на передний план принцип партийности искусства, связывал искусство с революционной борьбой рабочего класса и требовал от художника «истинного исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии».

В эпоху постмодерна искусство нередко рассматривают как открытое понятие, в свободный образ объединяет предметы, которые не имеют внятных общих черт, а лишь имеют нечто, названное Людвиг Витгенштейн «родовой сходством», что нельзя определить исчерпывающими критериям. Определяющими для произведений искусства при этом могут считаться или цель, с которой они были созданы, (по выражению Дональда Юдда — искусством является то, что считает себя искусством) или признание того или иного произведения художественными кругами (англ. Artworld) или определенными институтами. В последнем случае важным становится современное состояние теории искусства, место и время, в контексте которого появляется то или иное произведение. Во всех случаях открытого определения отсутствие формальных критериев отрывает произведения искусства от эстетического оценивания.

Функции искусства

Проблема функций принадлежит к фундаментальным теоретическим вопросам эстетики, ее основу предопределяет исторический фактор, ведь функции искусства возникают и складываются на протяжении всего развития цивилизации в связи с формированием новых потребностей и особенностей поведения человека.

Вопросам функций искусства уделял значительное внимание еще в теоретических разработках Аристотель, который выделял следующие три функции — познавательную, воспитательную и эмоционального воздействия, последняя трактовалась философом в гедонистическом понимании. Современная эстетическая наука выделяет значительно большее количество функций.
Гносеологическая функция

Гносеологическая (эпистемологическая, когнитивная, эвристическая) — одна из основных функций искусства. Без сомнения, относится к искусству первобытного человека, создавала наскальные рисунки или статуи для того, чтобы познать внешний мир или для тренировки собственных умений. Дикари повторяют обряды (в них закрепляется важная информация, передаваемая из поколения в поколение) и учатся таким образом. Но со временем (с возникновением цивилизации) происходит разграничение науки и искусства. Наука — специфический способ получения знаний, которые опираются на логику и проверяются с помощью опыта.

Так искусство познает мир через систему художественных образов, используя специфические способы и приемы. В отличие от науки, художественный образ целостный, невоспроизводима. Специфику познания в искусстве определяют субъективный характер отображения, метафорическое отношение к действительности, активное использование эмоционально-чувственного начала, способствует созданию художественной картины мира.

Искусство оперирует идеальными образами в воображаемых пространстве и времени, при этом время в искусстве может «сжиматься» — например события, которые проходят в реальной жизни годами могут быть изложены в рамках короткометражного фильма. При этом зритель будто перевоплощается в участника или свидетеля тех событий и, испытывая чувство героя, приобретает его опыта как собственного.

Гносеологическую функцию также называют кассандривською (пророческой) — художники обобщают информацию об окружающем мире, комплексно передают ее и могут выступать «пророками» — предвидеть те или иные события. Аристотель, сравнивая историка и поэта, предпочитал последнему: историк описывает события, которые произошли, а поэт говорит о том, что могло бы произойти (для этого должен знать закономерности мира).

Аксиологическая функция

Аксиологическая (ценностная) функция — каждая культура создает свои идеалы, основанные на ценностях общества. Ценность — явление, материальный или духовный предмет, осознается отдельным человеком, обществом или человечеством как чрезвычайно важный. В основе культуры лежит традиция, в первую очередь другим поколениям передается важная информация, и фиксируется в идеалах.
Суггестивная функция

Внушение — внушение. Суггестивная функция — внушение человеку определенного рода мыслей, чувств, влияющих на психику человека, функция связана с определенным гипнотическим действием. Значительное внимание этой функции уделяло психоделическое искусство. Суггестивная функция близка к воспитательной, однако, в отличие от первой, здесь речь идет об обращении искусства к бессознательного.

Внушение была присуща уже искусству первобытного человека — австралийские племена в ночь перед битвой поднимали свой дух, вызвали приток мужества с помощью песен и танцев. Сохранилось греческое ведение о том, как спартанцы обратились за военной поддержкой к афинянам, а те ради насмешки прислали к ним хромого музыканта Тиртея. Однако эта помощь афинян оказалась чрезвычайно эффективной, поскольку Тиртей своим творчеством поднял дух спартанцев и те победили врагов.
Воспитательная функция искусства

Способность искусства к воспитанию связывают с активизацией эмоционально-чувственного начала, эмоциональным воздействием искусства на человека. В свою очередь эмоциональные процессы находятся в тесной связи с мышлением и интеллектом, а по мнению советского психолога Сергея Рубинштейна мышления, как психический процесс, уже само по себе представляет единство эмоционального и интеллектуального. Соответственно, сказка действует эффективнее ребенка, чем логические опыты (Сказка конкретная, а логика абстрактная. Человек воспринимает модели поведения сказочного персонажа как свой собственный опыт).

Другие формы общественного сознания дискретно влияют на человека (мораль формирует этические нормы, политика — политические взгляды), искусство комплексно влияет на человека, формирует целостную личность.

На роль искусств в воспитании человека обращали внимание уже древнегреческие мыслители, понимая воспитание, как совершенствование души человека. Центральной концепцией в учении Аристотеля стала теория катарсиса — духовного очищения человека в процессе восприятия произведения искусства, важнейшая роль при этом отводилась музыке, театру и литературе.

«Душа мы, прежде всего, совершенствуем … обучая юношей музыке, счету и грамоте … потом они учат высказывания мудрецов и рассказы о древних подвигах, и полезные мысли …».

Лукиан  — древнегреческий писатель

Средневековые философы считали художника посредником между «божественным логосом» и человеком, на искусство была возложена задача духовно-эстетического воспитания, которое должны были выполнить два главные виды искусства средних: архитектура и поэзия.

В эпоху Ренессанса эстетическое воспитание получает гуманистическую направленность, особую значимость приобретает живопись и скульптура, стремящихся раскрыть образ человека. Проблема комплексного эстетического воспитания освещена в научном наследии испанского философа Хуана Вивеса.

Эпоха Просвещения сориентировала эстетическое воспитание на широкую аудиторию. Проблемы эстетического вкуса исследовали в своих работах Иоганн Готшед, Дэвид Юм, Клод-Адриан Гельвеций. Само же понятие эстетического воспитания было введено Шиллером в работе «Письма об эстетическом воспитании человека», который утверждал, что искусство должно сформировать всесторонне развитую гармоничную личность. Вера в воспитательную, преобразующую силу искусства была свойственна многим художникам того времени, например мечтой Александра Скрябина было создание «Мистерии», в которой бы сочетались все виды искусства — музыка, поэзия, танец, архитектура, а также свет, и которая перевела мир в новую эпоху бытия и сознания.

Социальные потрясения и стремительный научно-техническое развитие в начале XX века породили ряд противоречивых идей о возможности эстетического воспитания. С одной стороны иррационалистична философия Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона и 3. Фрейда подготовила процесс елитаризации искусства и нивелирования идей эстетического воспитания. С другой стороны искусство все больше рассматривали как средство социально-политического воспитания, что нашло отражение в творчестве таких художников как Б. Брехт, Д. Хартфилд, Г. Эйслер в Германии, или Маяковский, В. Мейерхольд, С. Эйзенштейн и было осмысленно в работах Т. Адорно, Ж. П. Сартра, В. Беньямина. В 1930-е годы в СССР и нацистской Германии искусство с одной стороны стало на службу социально-политической пропаганды, а с другой стало объектом жесткой идеологической цензуры.

Компенсаторная функция

Развитие человека ограничено многими факторами — обществом, месту жительства и т.д. Искусство разрушает эти ограничения, восстанавливает целостность, полноту личности. Опыт, эмоциональные переживания персонажа читатель, зритель воспринимает как собственный. Например, режиссер Андрей Жолдак считает успех «шокового» театра следствием, того, что современный зритель «существует в пластиковом, комфортном мире … как под лампой, которая их согревает»

Компенсаторная функция имеет три аспекта:

1). Отвлечения (гедонистически-игровой, развлекательный аспект);
2). Утешение;
3). Собственно компенсаторный аспект (способствует духовной гармонии человека).

К объяснению компенсаторной функции искусства обращались французский эстетик М. Дюфрен (считал, что искусство призвано восстановить гармонию, которая была утрачена в реальности), социолог Э. Морен (писал о том, что человек воспринимает художественное произведение и тем самым уменьшает внутреннее давление, которое порождается реальным жизнью, компенсирует монотонность будней).

Коммуникативная функция

Анализируя феномен искусства, научные работники разных исторических периодов подчеркивали его коммуникативное преимущество над другими формами общественного сознания. При этом, если коммуникативные функции таких искусств, как театр, кино, литература ограничены языковым барьером, то музыка, балет, скульптура, живопись свободны от этого ограничения.
Гедонистическая функция

Искусство дарит человеку наслаждение, учит наслаждаться знаками красоты, которые создает искусство.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.

captcha

Please enter the CAPTCHA text